С позволения клуба выкладываю свои отчеты о различных автомобильных путешествиях на непрофильном авто, поэтому извиняйте, будет много фоток не с Геликом В этом отчете я расскажу о своей поездке по Карелии. Ввиду достаточно большого количества фоток выкладывать буду порциями, по несколько сообщений.
Изначально поездка планировалась несколькими экипажами, но чуть ли не в последний день все поменялось и мне уже было нереально кого-то найти в попутчики, и, поскольку все было спланировано и готово к поездке, выдвинулся в путешествие по Карелии один. Пришлось только докупить штатив для фотоаппарата, чтобы можно было себя фотографировать, заодно и освоил новое оборудование ).
Коротко о маршруте: всего проехал 2284 км., в пути провел 10 дней, из непредвиденных затрат – пробитое колесо под Петрозаводском (на въезде в город дороги еще те, и, как водится в России, в конце разбитого участка шиномонтаж )). Посетить все запланированные точки не удалось, поскольку и погода испортилась, и усталость накопилась под конец поездки, как физическая, так и от избытка впечатлений, уж слишком насыщенный маршрут получился.
Предварительно планировал следующий маршрут: Питер - Приозерск - Сортавала (+Валаам) - Мраморный карьер в Рускеале - Петрозаводск (по пути заезд на различные водопады/интересные места и т.п.) - Кижи - Кивач + Марциальные воды - Медвежьегорск - Беломорск - Кемь (+ Соловецкие острова). В общем, я его полностью и проехал с небольшими изменениями (Беломорск посетил на обратном пути, в Медвежьегорск вообще не заезжал). А вот обратный маршрут полностью изменил, по указанным ранее причинам, в итоге из Кеми заехал в Беломорск, оттуда в Петрозаводск и в Питер, не заезжая ни в Лодейное Поле, Старую Ладогу, ни на Синявинские высоты, как планировал изначально (все это достаточно рядом и было решено посетить их в другой раз. Там и погода будет лучше, и я уже не буду таким измотанным, да и компанию проще собрать – веселее будет). О принятом решении сократить маршрут нисколько не пожалел, поскольку весь день, пока я ехал из Беломорска в Петрозаводск и далее в Питер, шел дождь и было крайне мрачно. В данной ситуации посещение каких-либо достопримечательностей определенно не доставило бы удовольствия, мне и Беломорска хватило, о чем я напишу далее.
Итак, собираясь в поездку, взял на всякий случай палатку и пр. принадлежности, которыми так и не воспользовался, прокатав их вхолостую. С собой брал также канистру с бензином, но с заправками там проблем не было, так что не понадобилось. Заправлялся 95-м на заправках ТНК, Лукойл и еще какая-то «безымянная» была – нигде не наткнулся на плохое качество бензина.
14 сентября.
Выехал я днем, примерно часов в 12. Ехал по новой трассе на Сортавалу, пробок достаточно удачно удалось избежать, дорога там хорошая, так что быстро долетел до Приозерска и посетил крепость Корела. Как мне раньше и говорили, она достаточно маленькая, особенно по сравнению с Ивангородской и Копорской. Тем не менее, интересно было на нее взглянуть и сделать пару фоток, благо погода была отличной.
Далее выдвинулся в направлении Сортавалы и по пути заехал, как и планировал, в место на отшибе, где в свое время было воссоздано становище древних людей, населяющих эти земли около 1000 лет назад. О нем я прочитал в чьем-то отчете о поездке примерно в 2008 году и решил сам посмотреть. Когда же я туда приехал, все это было порушено, а часть участков залита бетоном, по соседству строительная техника и т.д. – там решили какую-то гостиницу или что-то в этом роде построить. А реконструкции снесли, поскольку их строили энтузиасты и культурным памятником с соответствующим статусом они не являлись. Это меня немного расстроило, ну да ладно.
Далее по пути я посетил заброшенную кирху в Лумивааре. Потрясающее строение, обладающее какой-то особенной, захватывающей энергетикой. Если ее целенаправленно не искать, то не найти, так как стоит она на отшибе от дороги посреди леса. Благодаря этому, наверное, туда не так много народу ходит и она прекрасно сохранилась, на верхушке даже колокол остался, в который я позвонил – по ушам бьет сильно, но звук классный. Тем кто там будет – обязательно посетите это место, не пожалеете.
Дальше ехал в Сортавалу уже в потемках, к тому же началась дорога, характерная для тех мест – крутые серпантины и т.д. Впечатлений от езды, когда ты въезжаешь на горку дороги, а за ней пустота, а потом вдруг резкий поворот в сторону, да еще с обратным уклоном – масса, поэтому ехал достаточно осторожно. При всей сложности дороги, постоянно находились чудаки на букву «му» на микроавтобусах, газелях, нивах и уазиках, обгоняющие в таких поворотах и несясь с опасной для такой трассы скоростью. По пути видел пару аварий, возникших из-за таких вот «шумахеров» - там и погорельцы были, и разбитые в хлам после лобового машины, и перевертыши в кюветах. По дороге в паре мест был также сильнейший туман, выглядело это чертовски красиво и освещалось полной луной, поэтому я не мог не сфотографироваться ).
Затем приезд в Сортавалу и размещение в гостинице (номер бронировал заранее, так что проблем с этим не было). Хорошо, что в машине есть навигатор – по нему ночью искать нужный адрес гораздо быстрее и он сразу привел меня туда, куда нужно.
15 сентября.
На следующий день планировал отправиться на Валаам, но мне сообщили, что туристические рейсы туда больше не ходят, только рейсовые для жителей, и следующий будет лишь на следующий день, да и то он в 3 часа уходит на Валаам, а в 4 уже обратно. Также сказали, что, возможно, будет еще и утренний рейс в 11 часов, но тоже не факт. Тогда я решил в этот день посмотреть Сортавалу, а на следующий поехать на Валаам. В итоге посетил музей Кронида Гоголева, там выставлены достаточно интересные композиции резьбы по дереву.
Также сходил в городской парк и забрался там на гору, откуда открывается отличный вид.
Жаль только, что в тот день моросил дождь, поэтому всей красоты такого обзора увидеть не удалось.
16 сентября.
Далее шел Валаам. С отправкой на него была целая история. Прихожу утром на причал, в надежде, что туда пойдет Метеор. Капитан сказал мне, что метеор не пойдет, поскольку народу слишком мало, пойдет лишь вечером, поскольку рейсовый и нужно будет забирать народ с острова. Ехать вечером меня не устраивало, поэтому, я пошел искать частника, едущего на Валаам, так как о подобном советовали те, кто уже ездил туда. Был не сезон, поэтому и частников не нашлось. Мое настроение мрачнело с каждой минутой, поскольку я понимал, что пролетаю с Валаамом, чего мне очень не хотелось. Я опять пошел на причал, к тому моменту туда подошел еще один капитан другого судна, я с ним немного разговорился и он сказал, что один его приятель, живущий на Валааме, вроде как должен поехать туда на своем катере, но возьмет он меня или нет – это вопрос, так как он был не один и приезжал в Сортавалу за различными товарами. В общем, я его уболтал, чтобы он позвонил ему и попросил подкинуть меня до острова. Приятеля звали Юра, и при звонке тот сказал, что возьмет, но при условии, что я в течении 5-10 минут приду на причал рядом, так как он уже закончил грузиться и собирается отплывать. Я вместе с капитаном пулей туда, переговорил с Юрой, обсудили цену вопроса (капитана тоже не забыли )), в итоге все остались довольны и я поехал на Валаам.
По пути было очень сильное волнение на Ладоге, как сказал Юра, практически штормовые волны, катер на них подбрасывало так, что пару раз он реально взлетал в воздух, едва касаясь воды. Волны, разбиваемые им иногда взмывали по бокам выше самого катера. Юра все переживал, чтобы меня не утрясло и не пошла морская болезнь, но я в этом плане беспроблемный )). Еще мне понравилось навигационное оборудование, по которому прокладывался путь. Выглядит как и автонавигатор, только с большим экраном, на нем показывается фарватер, глубины и положение судна. Юра в основном на него и смотрел, когда управлял катером, в окна лишь поглядывал отслеживая волнение, получается, управлял им как будто бы играл в компьютерную игрушку – забавное ощущение.
По прибытии на Валаам я рассчитался с Юрой, и он предложил прокатить меня по острову на своей машине, показать основные места и рассказать поподробнее про них. Я очень обрадовался и, разумеется, согласился. Экскурсию он провел отменную, причем провез в некоторые места, в которые просто так въезд запрещен, а он работал в местной охране Валаамских комплексов и у него было разрешение на въезд по всей территории, за исключением отдельного участка, где стоял комплекс для ВВП и т.п. ))
Отдельно хотелось бы отметить часовню в парке, которая сделана так, что при попадании на нее света образ, находящийся внутри, начинает светиться. Выглядит это вот так:
и даже под другим углом он тоже светится:
После осмотра Валаама я попрощался с Юрой, поблагодарив его за отличную экскурсию, погулял еще немного по острову, и пошел на причал, откуда уже на Метеоре вернулся в Сортавалу.
17 сентября.
Отоспавшись, я позавтракал в гостинице и отправился в направлении Рускеалы и Мраморного карьера. По пути посмотрел пороги на реке Тохмайоки и заехал на водопады, где снимали фильм «А зори здесь тихие». Очень красивое, живописное место.
На фотках виден домик, в котором вроде как держали пленных немцев. Местные экскурсоводы, как я услышал, прикалывались над иностранными туристами, говоря, что, как и в фильме, в нем их так до сих пор и держат. А те удивлялись: Как такое возможно? и т.д. и т.п. ))
В этот же день прибыл на Мраморный карьер в Рускеале. Расположился в частном домике, расположенном неподалеку, а затем пошел осматривать окрестности, поскольку дело уже было к вечеру, и Мраморный карьер решил посетить на следующий день. Гуляя, наткнулся на замечательное озеро с чистейшей, лазурного цвета водой, в которой видны были стайки рыб, и даже на глубине просматривалось дно. Я, разумеется, не удержался и полез купаться )) На расстоянии пары метров от берега идет резкий обрыв и глубина, до дна я так донырнуть и не смог. Как сказал местный житель, у которого я снимал домик, там глубина примерно 10-12 метров, а местами и больше, так что неудивительно, что до него мне не удалось донырнуть. Вода была достаточно холодной, но с погодой повезло – был абсолютный штиль, никакого ветра, поэтому купание прошло на позитиве, без замерзаний и т.п.
18 сентября.
На следующий день я отправился гулять по Мраморному карьеру. Очень красивое место, особенно есть такие смотровые площадки, откуда смотришь на карьер и ощущаешь себя как Ди Каприо на носу Титаника, словами не передать, это надо почувствовать:
На карьере так же есть ряд аттракционов (тарзанка, веревочный мост и скоростной спуск вдоль всего карьера по канатной трассе), к сожалению, они уже не работали, как сказали сотрудники, нужно приезжать летом, тогда все будет функционировать. Конечно, есть возможность прокатиться на выходных, если приедет специальный обслуживающий персонал (спасатели, скалолазы и еще кто-то), но ждать выходных у меня не было времени, да и не факт, что эти ребята приедут, мог бы и в выходной пролететь, поэтому я не стал ждать и ограничился осмотрами карьера, ну а на аттракционах прокачусь в следующий раз )).
Также очень понравились так называемый «провал» - глубоченный колодец, выбитый в породе и места разработки и отвалов мрамора:
Следующим этапом было изучение Мраморного карьера со стороны воды, то есть покатушки на лодке. Там есть возможность заплыть в выдолбленные в скалах шхеры, но, к сожалению, дальнейшие проходы в глубину закрыты решетками и замками, а было бы интересно посмотреть их изнутри.
Под конец осмотра обнаружил въезд на огромную мраморную плиту посреди леса рядом с карьером, правда, очень крутой, но я таки закатил туда на машине и получил красивые кадры:
После посещения Мраморного карьера, ввиду того, что времени уже было достаточно много, к тому же начала портиться погода, я двинулся напрямую в Петрозаводск, заскочив по пути на какой-то заброшенный завод и ГЭС в поселке Харлу, которые напоминали мир из «Сталкера»:
На что обратил внимание, что в Карелии очень много 10-х лансеров, во всяком случае мне они постоянно попадались. И, что интересно, когда я подходил к заброшенному заводу, там стоял охранник и какой-то милиционер. Я спросил у них, как проехать к ГЭС, на что они спросили: а у тебя какая машина? Я ответил – мицубиси. Милиционер сразу сказал: 10-й лансер что ли? )) Так тебе туда на нем не проехать будет – иди пешком через заброшенный завод, так и быстрее будет и показал мне дорогу. Так я и попал на этот завод и далее на ГЭС, после посещения которых двинулся дальше по маршруту.
Изначально я планировал ехать в Петрозаводск через Олонец, сделав значительный крюк, но зато посмотрев ряд интересных достопримечательностей и водопадов, но, поскольку выбивался из графика, да и подустал на тот момент, решил оставить их на потом (чтобы и в следующий раз тоже было что посмотреть, а то неинтересно все сразу освоить )) и двинулся напрямую в Петрозаводск. На подъезде к Петрозаводску дорога совсем убитая, большие ямы с острыми краями, на которых я, двигаясь даже с невысокой скоростью, умудрился таки пробить одно колесо. Быстренько поменял колесо и поехал дальше. Как водится в России, в конце этого участка стоял шиномонтаж, но его я увидел лишь днем, уже тогда, когда уезжал из Петрозаводска.
Ввиду того, что в Петрозаводск я приехал, когда уже было темно, а гостиницу заранее не бронировал, пришлось заниматься поиском доступного ночлега. Список гостиниц, приготовленный мною дома я забыл, в итоге мне опять таки помог навигатор. Я в нем включил указание точек – гостиницы и отели и посмотрел по расположению, какие мне были наиболее удобны и начал их обзванивать. К сожалению, в доступных по цене гостиницах свободных мест не было, оставались только люксовые номера, которые меня не устраивали. В итоге я нашел таки одну гостиницу, в которой был один номер за разумный ценник, но только на ночь, так как на следующий день в него уже заезжали. Меня такой вариант вполне устроил, туда я и заехал.
По пути меня тормознули местные гайцы, спросив, чего я так неуверенно езжу – уж не пьяный ли? )) Объяснил, что не пьяный, а город не знаю, езжу в поисках гостиниц. Ребята адекватные оказались, проверили документы и отпустили. Заодно спросил у них про шиномонтаж в городе, они мне дали адресок, куда я потом и направился для ремонта колеса.